КОНВЕРГЕНЦИЯ БИЗНЕС-ПРИЛОЖЕНИЙ MICROSOFT

КОНВЕРГЕНЦИЯ БИЗНЕС-ПРИЛОЖЕНИЙ MICROSOFT

Название конференции Convergence, в одиннадцатый раз проведенной в этом году в Сан-Диего подразделением Microsoft Business Solutions, как нельзя лучше отражает суть нынешней стратегии корпорации в области учетно-управленческих систем.
28.03.2007-1

Сближение и конвергенция характеризуют курс на постепенное объединение четырех линеек ERP-систем — Microsoft Dynamics AX, NAV, GP и SL в рамках одного продукта, их интеграцию с офисными и портальными приложениями Microsoft, а также формирование собственной экосистемы вокруг систем делового назначения. Похожие инициативы озвучивались и в прошлые годы, но на этот раз клиентам и партнерам корпорации были представлены конкретные решения.

Прежде всего, следует упомянуть анонс нового клиентского ПО с несколько двусмысленным названием Microsoft Dynamics Сlient for Microsoft Office. Зачем понадобился еще один клиент к ERP-продуктам Microsoft? По данным агентства AMR Research, сегодня в среднем лишь 15% менеджеров, вовлеченных в управление предприятием, имеют доступ к своим системам корпоративного планирования и учета. В то же время всем им от случая к случаю бывает необходимо получать данные из транзакционных приложений и оперативно взаимодействовать друг с другом в процессе принятия тех или иных решений. Допустим, некий сотрудник не занимается непосредственным вводом заявок на закупки, но участвует в их согласовании и утверждении. Получив проект документа по электронной почте, он, прежде чем его визировать, хотел бы посмотреть, что и в каких количествах еще есть на складе, предусмотрены ли соответствующие расходы в бюджете и т. д. Если в заявке присутствуют нестандартные позиции, ему нужно быстро связаться с коллегами и уточнить назначение приобретаемых изделий. Подобные действия зачастую плохо формализуются, они не включены в стандартные бизнес-процессы, да и по самой своей природе скорее относятся к сфере организации коллективной работы, а не к учету, планированию и проведению финансовых транзакций.

Не секрет, что большинство менеджеров использует для такого рода задач хорошо знакомые офисные приложения (Outlook, Word, Excel). Как они поступают сегодня в описанных выше ситуациях, когда для принятия решения им нужны конкретные данные из ERP-системы? Звонят тем 15%, что имеют клиентские ERP-лицензии и просят их прислать нужные сведения. Конечно же, гораздо разумнее сделать офисные приложения клиентами ERP-системы. К этому выводу пришли не только в Microsoft: не так давно и компания SAP AG объявила о выпуске совместно с Microsoft ПО Duet, превращающего приложения Microsoft Office в клиентов SAP ERP 2005. “Мы хотим собрать воедино все, что вы сегодня видите в Microsoft Office System и Microsoft Dynamics, стерев границы между такими категориями, как BI, CRM, ERP, инструменты персонального назначения, управление документами и деловыми процедурами”, — заявил Сатья Наделла, вице-президент корпорации, отвечающий за подразделение Microsoft Business Solutions .

Не слишком ли накладен для заказчика будет такой 100%-ный охват штата управленцев? Ведь рабочие места Microsoft Dynamics не так уж и дешевы. Собственно эту проблему и призваны решать клиентские лицензии Microsoft Dynamics Сlient for Microsoft Office: они обойдутся в 195 долл. пользователям приложений Office и в 395 долл. тем, кому потребуется еще и сервер SharePoint Server. Приобретать их целесообразно для тех сотрудников, которые только получают данные из ERP-системы, но не вводят их и не осуществляют транзакций. В противном случае понадобится полноценная лицензия Microsoft Dynamics. Как заказчики, так и партнеры смогут теперь создавать собственные специализированные фронт-энд-приложения Office Business Applications, способные, в полной мере используя инструментальные средства платформ Office и SharePoint Server, обращаться к функциям ERP-систем семейства Dynamics.

Какова же стратегическая цель столь тесной связки офисных и традиционных бизнес-приложений? Несмотря на то что на конференции очень много говорилось о новых возможностях, предоставляемых благодаря такой интеграции пользователям продуктов Dynamics, не думаю, что руководство Microsoft заботится при этом о создании некоего конкурентного преимущества именно для них. Скорее оно хотело бы продемонстрировать силу и эффективность подобной связки другим поставщикам ERP-систем, побуждая их к построению аналогичных решений на базе Office и SharePoint Server. Упомянутый выше пример совместных усилий в этом направлении Microsoft и SAP AG свидетельствует о наличии неплохих перспектив. Если это удастся сделать, то возникнет еще один мощный канал продвижения продуктов семейства Microsoft Office — продуктов, приносящих львиную долю доходов корпорации. Возможно, именно с этой целью офисные и учетно-управленческие системы Microsoft были переведены недавно под крышу одного подразделения.

С появлением продукта Microsoft Dynamics Сlient for Microsoft Office предприятие получает возможность более полно контролировать слабо формализованные этапы бизнес-процессов, выполняемые людьми (workflow). В какой-то степени этому поможет и новое средство Microsoft Dynamics Sure Step, включающее в себя методологию внедрения решений, а также инструменты для их конфигурирования и описания процессов. Входящий в его состав модуль Business Modeler служит для описания организационной структуры предприятия, его бизнес-процессов и набора ролей исполняемых теми или иными сотрудниками.

Партнер — главный союзник

В какой мере приложения Microsoft Dynamics готовы сегодня к применению не только в средних, но и в крупных компаниях? Как считает исполнительный директор Microsoft Стив Балмер, здесь следует различать два аспекта — технологический и прикладной. Если говорить о надежности и масштабируемости, то в настоящее время бизнес-приложения Microsoft вполне соответствуют самым высоким требованиям. Другое дело — реализация столь широкого спектра функций и процессов, какой присущ концернам масштаба General Motors, где традиционно сильны SAP и Oracle. “В системе SAP 25 000 таблиц и каждую из них нужно настроить, — добавил он. — Наш продукт гораздо проще. Но это не означает, что мы не можем предоставить заказчику, какой бы величины он ни был, именно то, что ему необходимо”.
Как это сделать? Понимая, что наилучший способ быстрого накопления опыта во множестве отраслей и предметных областей, а также его широкого распространения среди своих клиентов — создание неформальных сообществ и построение своеобразной экосистемы вокруг продуктов Microsoft Dynamics, руководство корпорации сообщило, что первое такое сообщество профессионалов в области финансов уже начало свою деятельность на сайте Microsoft. В течение года появится еще несколько подобных форумов (Dynamics Live Communities). “Они будут для бизнес-аудитории тем же, чем стал для подростков портал MySpace”, — полагает вице-президент Microsoft по маркетингу решений делового назначения Тэми Реллер .
Еще один важный ресурс в этом деле — мощная сеть ISV-партнеров корпорации. Ей также отводится заметная роль в формируемой экосистеме. Как заявил Сатья Наделла, Microsoft Business Solutions выделила в качестве приоритетных для себя пять отраслей: производство, дистрибуцию, профессиональные услуги, розничную торговлю и госсектор. В развитии горизонтальных и вертикальных решений для них ставка делается на партнеров, имеющих статус независимых разработчиков. Ни для кого не секрет, что ISV-партнеры Microsoft, в том числе многие российские компании, и раньше были весьма активны в этом отношении. В частности, Сатья Наделла напомнил, что сегодня ими предлагается более 5000 подобных отраслевых решений.
По-видимому, такое обилие имело не только положительные стороны: ведь если местные партнеры предлагают заказчику несколько специализированных систем близкого назначения на основе, к примеру, продукта Microsoft Dynamics AХ, тому бывает непросто сделать правильный выбор. Да и программистские ресурсы партнеров, во многом дублирующих решения друг друга, используются при этом крайне неэкономно. Несколько лет назад Microsoft Business Solutions инициировала программу Industry Builder, призванную привлечь к разработке специализированных отраслевых систем наиболее квалифицированных ISV-партнеров и, по сути, выделить из массы однотипных решений лучшие. Участникам этой программы, а их отбирала сама Microsoft, предлагалось создать приложения, в полной мере учитывающие все особенности той или иной узкой отрасли. Приложения эти сертифицировались Microsoft и получали благодаря этому более высокий статус в глазах потенциальных клиентов. Теперь же на место Industry Builder приходит новая сертификационная программа Microsoft Dynamics Certified Solutions, участвовать в которой смогут любые партнеры, а не только те, которых удостоит своим высоким вниманием вендор. В то же время, поскольку процедура тестирования обещает быть довольно жесткой, заказчики, выбирая сертифицированное решение, будут иметь весомые гарантии его качества и соответствия стандартам программной платформы Microsoft. Не исключено, что исходные коды наиболее удачных разработок партнеров будут выкупаться корпорацией и лягут в основу модулей, включаемых в стандартную поставку пакетов Microsoft Dynamics.

Отрасль на пороге коренной трансформации

Говоря о стратегии в отношении четырех линеек ERP-систем, контролируемых Microsoft, и пакета Microsoft Dynamics CRM, Стив Балмер в очередной раз подчеркнул, что корпорация намерена и впредь обеспечивать их полноценное развитие.
28.03.2007-2
Подтверждением этому стали сделанные на конференции анонсы выпуска в нынешнем году очередных версий продуктов семейства Dynamics — NAV 5.0, SL 7.0 и GP 10.0. А как же с обещанным некогда объединением всех ERP-систем Microsoft в рамках одного продукта? Напрямую указанная тема на конференции не затрагивалась, но ряд высказываний Стива Балмера позволяют сделать некоторые предположения на сей счет. Так, он, в частности, заявил, что в процессе разработки новых версий всех ERP-систем Microsoft их функциональные модули планомерно трансформируются в Web-сервисы, а, кроме того, при этом в разных приложениях используется одна и та же кодовая база. Но ведь в таком случае со временем станет совсем не важно, какой пакет использует клиент, поскольку все ERP-продукты Microsoft по сути будут “собраны” из одних и тех же программных сервисов. Гораздо более серьезные последствия может иметь другая инициатива Microsoft. “Есть одна тема, которая все больше занимает мои мысли в последнее время, — признался Стив Балмер. — Это трансформация, которая ожидает весь софтверный бизнес в течение следующих пяти-десяти лет. Я говорю о переходе от стандартных пакетов к такой модели бизнеса, когда программы и интернет-сервисы предстанут в виде некоторого интегрированного объекта. Мы тоже вступили на этот путь и строим платформу под названием Live. Первым продуктом такого рода станет Microsoft Dynamics CRM Live, который мы планируем выпустить уже в нынешнем году”.

Данный продукт, известный ранее под кодовым названием Titan, в какой-то степени схож с онлайновым сервисом компании Salesforce.com, предоставляющей заказчикам свою CRM-систему в аренду в режиме удаленного доступа через Интернет. Аналогичная редакция Microsoft Dynamics CRM Live будет доступна в III квартале, а версия, позволяющая сочетать модели аренды, хостинга и покупки стандартных лицензий (комбинация моделей Software as a Service и Software plus Services) — в IV. Любопытно, что провайдером подобных услуг станет и сама Microsoft. Когда Стива Балмера спросили, не приведет ли это к вытеснению партнеров с позиции посредника между вендором и заказчиком, он честно признал, что такой ход событий неизбежен: “Мы не знаем в точности, какие формы это примет, но ведь эволюция отрасли и раньше приводила к изменениям наших отношений с партнерами. Вспомните: пятнадцать лет назад самостоятельным бизнесом было программирование стека протоколов TCP/IP для ОС Windows. Сегодня такого бизнеса просто не может быть”.

Если учесть, что в соответствии с планами Microsoft со временем модель Live проникнет и в Windows, и в Office, и в бизнес-приложения Dynamics, выстраивание отношений с партнерами, нахождение точек приложения их сил и оптимальное использование их опыта и квалификации на пользу заказчикам, несомненно станет в ближайшие годы для Microsoft одной из самых серьезных задач.

Сергей Свинарев
PCWeek Express 28.03.2007

Когда статья готовилась к публикации, пришло сообщение о назначении Тэми Реллер, бывшей ранее вице-президентом по маркетингу решений Microsoft Dynamics, на должность вице-президента по направлению Microsoft Business Solutions вместо Сатьи Наделла.