MICROSOFT НАЧИНАЕТ В РОССИИ ВЫПУСК ДИСТРИБУТИВОВ

MICROSOFT НАЧИНАЕТ В РОССИИ ВЫПУСК ДИСТРИБУТИВОВ

Вывод в начале 2007 г. корпорацией Microsoft на рынок новой клиентской платформы ознаменовался еще одним важным моментом в развитии бизнеса компании в России: впервые она начала производство компакт-дисков с дистрибутивами своего ПО. Речь, правда, идет об OEM-версиях (предназначенных для предустановки на новые ПК сборщиками компьютеров), но зато самых массовых продуктов — Windows Vista и Office 2007. По заказу Microsoft их выпуск в марте начал ярославский завод компании “Сенопресс”, входящей в состав международного медийного концерна Bertelsmann.

В Microsoft признают, что сейчас на российском рынке наблюдается нехватка OEM-версий Vista, и объясняют это неожиданно высоким спросом на новую ОС со стороны российских сборщиков ПК.

Чтобы оценить значимость данного события, напомним: на долю OEM-поставок приходится сейчас не менее 35% доходов корпорации в России (это выше, чем в целом по миру), причем эта доля неизменно растет все последние годы. Так, в 2006-м финансовом году (окончился 30 июня) при общем росте бизнеса в нашей стране на 72% увеличение продаж OEM-версий Windows XP составило 76%, а всего поставщиками вычислительной техники на территории России было продано более 2 млн. лицензионных копий этой ОС.

Такие высокие темпы объясняются не только расширением российского компьютерного рынка в целом, но и очевидными успехами в борьбе с пиратством: по данным Microsoft, доля продаваемых ПК с незаконными копиями ОС снизилась за два последних года с 72 до 50%. Можно ожидать, что OEM-бизнес Microsoft будет расти опережающими темпами и в нынешнем году, в том числе в результате существенного (как прогнозирует сама компания) увеличения OEM-поставок MS Office. Это должно быть обеспечено за счет принципиально новой модели OEM-лицензирования офисных продуктов в рамках объявленной недавно программы Office Ready (см. PC Week/RE, № 6/2007, с. 20)

Конечно, если говорить об инвестициях корпорации в России, организацию выпуска компакт-дисков в нашей стране вряд ли можно назвать значительным вложением. Microsoft и “Сонопресс” не комментируют размер сделки и объемы производства, но вряд ли речь идет даже об 1 млн. дисков в год (дистрибутивы на диске поставляются далеко не с каждым ПК).

Гораздо важнее то, что данный проект существенно упростит логистику, а значит, и надежность доставки носителей с дистрибутивами российским сборщикам ПК. Ведь не секрет, что уже много лет при пересечении программными продуктами зарубежных производителей границы страны на таможне периодически возникают трудности, в результате чего порой происходят задержки поставок в несколько недель. У таможни возникает один и тот же вопрос: с какой суммы брать пошлины — со стоимости физического носителя (1—2 долл.) или записанной на нем программы (от 40 долл. до нескольких тысяч).

Производство дисков с ПО в России должно решить периодически возникающие проблемы в таможенной логистике.
Эта ситуация регулярно повторяется c появлением в нашей стране новых массовых продуктов Microsoft, и, по информации партнеров корпорации, как раз сейчас, в марте, происходит очередной сбой с поставками Windows Vista и Office. Представители Microsoft традиционно никак не комментируют действия таможни и методы урегулирования вопросов с ней. В то же время они признают, что в настоящий момент действительно на рынке наблюдается нехватка OEM-версий Vista, но причина этого — неожиданно высокий спрос на новую ОС со стороны российских сборщиков ПК. Этот дефицит, по заверениям Microsoft, будет ликвидирован в ближайшие недели.

Понятно, что выпуск дисков в России должен снизить риск возникновения подобных проблем с таможенной логистикой, хотя с точки зрения оптимизации финансовых затрат при организации местного производства дисков все выглядит совсем не просто: ведь вместо таможенных пошлин теперь кто-то должен будет платить налог на прибыль и добавленную стоимость за программные продукты.

Как пояснили в московском офисе Microsoft, проработка проекта велась уже давно, хотя договор о сотрудничестве с “Сонопресс” был подписан недавно. Но почему же такой в общем-то не очень сложный вопрос о производстве дистрибутивов был решен только сейчас? Конечно, главное тут в росте бизнеса Microsoft в России и, как следствие, в необходимости повышения эффективности схем поставок ее ПО.
Но есть еще один важный аспект этого шага корпорации. Ведь Microsoft —самый активный борец за соблюдение авторских прав в софтверном мире, и данный вопрос является для нее принципиальным. И потому начало выпуска дисков можно расценивать как своего рода признание корпорацией прогресса в этой области в России и роста доверия к местным производителям. Учитывая авторитет Microsoft, можно предположить, что ее действия послужат положительным примером для других мировых поставщиков ПО. В бизнес-СМИ уже появилась информация о том, что над таким вариантом раздумывает Adobe Systems, которая начала свою деятельность в России всего полгода назад и объем ее поставок тут пока далек от показателей софтверных лидеров местного рынка.

Андрей Колесов
PCWeek Express 16.03.2007